А зачем ей худрук? Ей худрук не нужен

Версия для печати
Новости Культура

В Год театра в России театр «Вымысел» вновь остался без художественного руководителя и режиссёра. Это уже третий худрук за период работы в театре директором МБУК ВГО «Центр искусств „Театр+кино“ и театра «Вымысел» Натальи Сахаровой. Но реальная, хотя и тщательно умалчиваемая публично причина не только в ней, но и в прогремевшем на всю страну страпоно-политическом скандале.

Напомним, худрук театра Вымысел Елена Янышева, известная своими яркими и порой эпатажными постановками, изобилующими юмором и творческимисмыслами, объявившая «войну» ханжеству некоторой части уфалейской публики, но при этом всегда высмеивающая в своих постановках пошлость и низость, начала работать в театре «Вымысел» зимой 2012 года с яркой комедией «Дыр Быр Тыр». Весной 2014 года после выпуска искромётной эротически-эксцентрической фантазии с комедийным уклоном «Новый Декамерон», произведшей настоящий фурор у уфалейской публики, режиссёр ушла в декрет из которого вышла уже в качестве главного режиссёра Смоленского Камерного театра. Но в 2017 году Елена Янышева приняла решение вернуться в «Вымысел». Тогда она в интервью одному из региональных изданий так объяснила своё решение:

«После всех этих перипетий в Смоленске хотелось нормальной работы, какого-то эмоционального отдыха без интриг, без постоянных трясучки, кто что скажет… Уфалей под это лучше всего подходил, здесь мне безусловно доверяют. Я не ценила этого раньше. Здесь мне доверяют артисты, директор. По началу, когда я только приехала, побаивалась каких-то радикальных движений на сцене, потом ничего, поняли, что это здОрово! Что это ярко, это всё „играет“ и никто не боится ничего. Мне кажется, что именно поэтому я поехала в Уфалей. Потому что здесь я смогу делать что я хочу и поставить тот материал, который я хочу, как я это хочу. Этого мне не давали в Смоленске, очень сильно не давали. Я даже не ожидала, конечно, что так будет там. Всё-таки такой город, театры, творческие коллективы, много интеллигенции…»

Но как оказалось в итоге, в Верхнем Уфалее после возвращения её ждало точно такое же разочарование, как и в Смоленске. А может и хуже. Спустя всего два сезона искусство вновь брошено к ногам местечковой политики и политиков.

Кадры решают молча

После прогремевшего сначала на всю область, а потом и на всю страну скандала, когда в одной из сцен, как оказалось, последнего для Янышевой спектакля «Пьеса №3» в верхнеуфалейском театре на тот момент ещё действующий помощник депутата Госдумы, руководитель уфалейского отделения «Молодой гвардии Единой России», член политсовета местного отделения ВПП «Единая Россия» и по совместительству актёр «Вымысла» Алексей Шолохов вышел к публике (своим будущим избирателям) с большим страпоном – искусственным половым членом. В итоге про это эротически-политическое событие рассказали чуть ли не все региональные и федеральные СМИ, включая телеканал Россия 24:

Тогда, напомним, депутат Владимир Бурматов в итоге публично уволил актёра Алексея Шолохова из числа своих помощников с недвусмысленной формулировкой:

«Я не против современных арт-постановок. Но если человек выбрал эту стезю, то стоит на ней и сосредоточиться. От души хочу пожелать ему успехов на данном поприще. Однако если человек выбирает общественную деятельность, то это несовместимо с выступлением в подобных костюмах».

И уточнил в своём телеграм-канале ещё более сухо и недвусмысленно:

«Алексей Шолохов не является моим общественным помощником. Уволен с сегодняшнего дня. Сможет сосредоточиться на современном искусстве».

Спустя неделю после выхода скандала на федеральный уровень региональное отделение МГЕР «задним числом» также исключило Алексея Шолохова из своих рядов. Хотя с датой исключения тогда немного «промахнулись». Постановка шла уже почти месяц, но формулировки так же говорят о том, что в МГЕР не одобрили выход соратника к публике в таком эпатажном наряде:

«В Последние дни СМИ распространяют ошибочную информацию об участии руководителя МГЕР Верхнеуфалейского городского округа Алексея Шолохова в неоднозначной театральной постановке. Обращаем Ваше внимание, что свои полномочия руководителя МГЕР в Верхнеуфалейском городском округе Алексей сложил ещё 25 апреля на конференции местного отделения. На данный момент Алексей Шолохов является актером театра Верхнего Уфалея. Убедительно просим, перед публикацией любого материала проверять его достоверность!»

В своей публикации по итогам сложившейся на тот момент в том числе вокруг театра ситуации, Уфалейка.ру дала прогноз дальнейшего развития ситуации. Мы предположили два возможных пути для Алексея Шолохова и группы его поддержки, включая руководство города и партии власти в лице Веры Усковой, в интересах политики или же в интересах искусства:

Путь первый. Поступить по примеру своего старшего партийного товарища Владимира Бурматова и дать возможность Алексею Шолохову спокойно работать в театре, заниматься искусством и дарить его зрителям, спокойно и без скандалов и упрёков пожелав ему успеха на сцене «Вымысла».

Путь второй. Сделать то, что местная власть и партия власти уже делали неоднократно: вопреки логике и здравому смыслу начать выгораживать Алексея… Чтобы «выгородить» Алексея Шолохова и спасти ему должности в политсовете «Единой России» и в «Молодой гвардии» уфалейской власти непременно нужно будет сделать стрелочником режиссёра и художественного руководителя театра Елену Янышеву. Это, мол, она заставила Алексея одеть тот самый страпон, а он вынужденно ей подчинился – иначе он как политик и актёр просто не мог поступить. Как-то так будут объяснять своё решение «отвиноватить» и уволить молодого и талантливого специалиста в этом случае в мэрии, в партии и сам Шолохов – ему тоже в итоге придётся предать своего театрального наставника. А дальше надеяться на то, что скандальная история однажды забудется. Что будущие избиратели Алексея Шолохова и предприниматели, к которым он будет обращаться за помощью, его зрители и земляки забудут, как, за что и с какой формулировкой его вывел из числа своих помощников Владимир Бурматов. А труппа театра простит Алексею то, что он спас свой политический статус за счёт предательства большой театральной семьи.

Тогда Уфалейка.ру предположила, что в первом случае история безусловно скоро забудется. Никто не станет вспоминать ошибки неудачливого политика, но любимого многими уфалейскими театралами актёра Алексея Шолохова. Во втором случае история однозначно сделает новый поворот и едва ли он принесёт пользу как политике, так и искусству.

Так какой же путь выбрала мэрия Верхнего Уфалея, лично глава округа и лидер местных единороссов Вера Ускова, директор театра Наталья Сахарова и сам Алексей Шолохов?

Очевидно, что второй. Они принесли художника в жертву политике.

Сам герой эротико-политического скандала вместо того, чтобы открыто признать, что он совершил ошибку, взять на себя ответственность за произошедшее и публично выбирать в сложившейся ситуации служение только искусству, пускай на какой-то определённый для себя срок, разрядить ситуацию и сохранить труппе театра её творческого лидера, первым попадающего под удар, принял совершенно иные решения, продолжая, судя по всему, тешить свои политические амбиции непременно сейчас. Фактически сдав человека, искренне поверившего в его актёрский талант, открывшего путь в мир большого театрального искусства и доверявшего главные роли во многих спектаклях.

В общем-то мы не ошиблись в своём прогнозе. Всё случилось почти так как мы предположили. Почти. Потому что с режиссёром и худруком Янышевой решили расстаться в «лучших» традициях нашего города по-тихому – молча и никому ничего не объясняя. Если бы не журналисты и их вопросы к чиновникам от искусства, всё прошло бы незаметно и в стиле шпионских романов.

Неуживчивый директор со сладкой фамилией

Но в театральной среде города негромко обсуждают, что у смены – очередной, к слову – режиссёра и худрука есть вторая причина. Банальная неуживчивость и отнюдь не сахарный характер многолетнего директора Центра искусств со всеми режиссёрами и худруками, с кем той довелось работать вместе, а не только с Еленой Янышевой.

Всего несколько лет назад Наталья Сахарова входила не столько в творческую, сколько в политическую элиту Уфалея, благодаря многолетнему личному знакомству с экс-главой Павлом Казаковым, а также тому, что её дочь – Екатерина – была «ненормативным» пресс-секретарём и наиболее близким и доверенным советником бывшего мэра. С тех пор, кстати, и до сих пор занимает пост руководителя общественной приёмной губернатора Челябинской области.

Но после того, как Казаков и Данилова бесславно, но очень громко на всю страну проиграли выборы 2015 года, а она сама разгромно проиграла тогда ещё оппозиционеру Валерию Читалову выборы в Собрание депутатов на очередной срок, в жизни Натальи Сахаровой многое изменилось не в лучшую сторону.

Очевидно, что гарантии её беспроблемной работы на должности руководителя «Центра искусств» и театра «Вымысел» были даны прежним руководством города – той самой «командой Казакова». Для нынешней правящей группы – «людей дела», как они сами называли себя во время выборов и сразу после них – и лично для действующей главы Веры Усковой, Наталья Сахарова так и не стала «своей».

Но «секрет» столь лёгкого для неё расставания с человеком, сделавшим немало для профессионального роста театра и признания его далеко за пределами города, совсем не в том, что вступать в борьбу за сохранение Елены Янышевой, как худрука театра, когда в мэрии её уже назначили виноватой за произошедший скандал, директору «Вымысла» так же «себе дороже». К тому же, как это повелось в последние лет 10-15 в уфалейском театре, между художественным руководителем и директором складывались довольно напряжённые отношения.

Директор «Центра искусств» Наталья Сахарова. Скриншот: репортаж УТВ с закрытия сезона

За двадцать с небольшим лет у театра «Вымысел» было пять худруков. Первым стала Марина Шмидт, создававшая сам театр. После её отъезда в Челябинск, на тот момент директор «Центра искусств» Виталий Богверадзе пригласил художественным руководителем «Вымысла» мэтра театрального искусства, заслуженного деятеля искусств РФ режиссёра Тенгиза Махарадзе, который приехал в Уфалей не один, а со своим учеником Дмитрием Фоминых, которому и передал художественное руководство театром через несколько лет. В те же годы директором «Центра искусств» и стала Наталья Сахарова. Дмитрий Фоминых проработал в «Вымысле» до 2011 года. Тогда, по рассказам старых уфалейских театралов, Наталья Сахарова рассталась с последним из-за «непреодолимых межличностных конфликтов», несмотря на множество успешно поставленных и ставших популярными спектаклей для взрослых и детей. 

Через полгода примерно после ухода Дмитрия Фоминых в театр «Вымысел» приехала Елена Янышева, проработавшая до декрета два года и успевшая за это время полюбиться и актёрам, и публике своими яркими постановками. С 2014 по 2017 год художественное руководство театра осуществляла Вероника Мерк. Причиной ухода Мерк из «Вымысла» наши источники, близкие к театру, называют её непрерывный и затяжной конфликт сразу со всей труппой театра «Вымысел». Но спусковым крючком отставки Мерк, как говорят театралы, стал именно конфликт с директором театра Натальей Сахаровой.

В 2017 году в театр вернулась Елена Янышева. Это возвращение было для труппы долгожданным и радостным. Режиссёр ставила новые творческие цели и задачи. Спектакли стали сложнее, глубже и противоречивее. Уфалейские театралы ждали её спектаклей кто с нетерпением, а кто с опаской. Но ждали все. Почти все…

 

Елена Янышева. Фото: соцсети

Логично, что от художника стоит избавиться, если это объективно плохой художник. Но кто судьи? Многочисленные выступления театра «Вымысел» в фестивалях как раз доказали обратное. В интервью местным и региональным СМИ критики и члены жюри фестивалей подчёркивали, что театр самобытный, но при этом растёт и развивается. Только за последние годы под художественным руководством Янышевой «Вымысел» привёз в Верхний Уфалей две высших награды региональных фестивалей (фестиваль им. Милосердова, фестиваль «Морозко»), а также дипломы в разных номинациях других фестивалей.

Можно, конечно, продолжать защищать теперь уже бывшего политика Алексея Шолохова: его поведение до, во время и после громкого скандала. И утверждать, что «хорошая» директриса рассталась с очередным «плохим» художественным руководителем. Вот только странно: почему это все эти годы у Натальи Сахаровой все предшественники Янышевой оказывались тоже плохими. Она одна была исключительно в белом?

По официальной версии, озвученной в уфалейских СМИ, расставание с художественным руководителем «Вымысла» произошло «по обоюдному согласию» сторон в день закрытия сезона. Тихо и непублично. 


Но поводов переживать у театра и его бессменного руководителя вовсе нет.

5 августа «Вымысел» приступит к постановке по гранту спектакля «Н.Ж.В.Д.» в постановке группы режиссёра из Санкт-Петербурга Тимура Салихова. Жанр спектакля — фантастическая героическая комедия. И то верно. Зачем театру свой худрук со своими «яркими» спектаклями, если есть гранты и режиссёры из «петербургов» едут? К новому году сказку своими силами поставят, опыт уже есть. Зимой пригласят режиссёра из Челябинска, как уже бывало, на одну постановку. А под занавес сезона вновь маленькой сказкой, сделанной самими актёрами, порадуют юных зрителей. Так и ещё один сезон пройдёт. Действительно, зачем худрук и свой режиссёр?

А пока театральный сезон не начался, вероятно, чтобы окончательно доказать свою лояльность и нужность «партии и правительству» в любой ситуации, руководством театра принято решение, которое принимают в крайне (очень крайне) редком числе театров по стране. Труппа «Вымысла» в свой отпуск не будет отдыхать, а будет развлекать:

«И ещё одна приятная новость! Впервые в День города, 20 июля, на площади перед Центром искусств театр «Вымысел» представит мир театра под открытым небом! Специально для вас: театральная выставка, примерка театральных костюмов, театральные фотозоны, а самые маленькие смогут поиграть, порисовать и повеселиться. Приходите, будет интересно всем!», — сообщается в официальном паблике театра в ВКонтакте.

В своё время, ещё великий Константин Сергеевич Станиславский говорил:

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Думается, чуть менее известная в театральном мире пока Наталья Васильевна Сахарова могла бы долго и основательно спорить с легендой классического театра, в том числе о роли худруков и режиссёров в театрах.

И ещё одна цитата. От депутата Госдумы Владимира Бурматова:

«Если человек выбирает общественную деятельность, то это несовместимо с выступлением в подобных костюмах».

Хотя о чём это мы! Где Бурматов и где Сахарова с Шолоховым. Первый играет роли в политике. Вторые, кажется, решили примерить на себя некоторые роли и образы из той самой «Пьесы №3».

Версия для печати

Депутат Госдумы, Вера Ускова, мэрия, Новый год, партии, журналисты, история, комедия, Челябинск, день театра, МГЕР, партия, Россия, Бурматов, 10 лет, предприниматели, директор, власть, центр города, СМИ, Мерк, глава, скандал, сезон, депутат, глава округа, Собрание депутатов, День города, округа, Выборы 2015, Ускова, Центр искусств, выборы2015, День семьи, День России, соцсети, Данилова, Сахарова, театр, Вымысел, Верхний Уфалей, политика, фестиваль, Единая Россия, интервью, выборы, кадры, утв, центр, уфалей, казаков

17.07.2019, 2546 просмотров.

!!! По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ - клевета и бездоказательные обвинения. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
E-mail
Телефон
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*

Главные новости


Все новости